Усова Екатерина Владимировна, воспитатель

Консультация для родителей

Тема: Роль семьи в нравственном воспитании ребенка.


Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность.

Непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

уважение к старшим,

дружеские отношения со сверстниками,

умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,

воспитание начал ответственности.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»... Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1)        для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2)      воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3)  в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4)          чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

 -        активно «слушать» его переживания и потребности,

 -        безусловно принимать ребёнка,

-        проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

 -        не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

-        помогать, когда просит,

 -        поддерживать успехи,

-        делиться своими чувствами (значит доверять),

 -        конструктивно разрешать конфликты,

-        использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», -        обнимать ребёнка как можно чаще;

5)        немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

2 ноября 2020 в 07:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.